Аварии на стальных магистралях

На главную

Памятка ШН СЦБ

Скачать полную версию

Виды нарушений

Крушение века

Основные причины

Трагедии не забываются

Групповое преступление

Рельсовые цепи

 

Виды нарушений безопасности движения

Нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов; аварии; особые случаи брака в поездной и маневровой работе.

К крушениям поездов относятся: столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава пассажирских или грузовых поездов с рельсов на перегонах и станциях, в результате которых погибли или ранены люди, разбиты локомотивы или вагоны до степени исключения из инвентаря, возник полный перерыв движения на участке, превышающий нормированное время для ликвидации последствий.

К авариям относятся: столкновения пассажирских поездов с другими поездами или подвижным составом; сходы подвижного состава пассажирских поездов с рельсов на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных выше; столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом; сходы подвижного состава грузовых поездов с рельсов на двухпутных перегонах, не имеющие последствий, указанных выше, но в результате которых допущен перерыв движения по одному из путей, превышающий нормированное время для ликвидации последствий; столкновения и сходы подвижного состава с рельсов при маневрах, экипировке и других передвижениях, в результате которых погибли или ранены люди; разбиты локомотивы или вагоны до степени исключения из инвентаря; возник полный перерыв движения, превышающий норми­рованное время для ликвидации последствий;

К особым случаям брака относятся: столкновения грузовых поездов с другими грузовыми поездами или подвижным составом; сходы подвижного состава грузовых поездов с рельсов на перегонах и станциях, не имеющие последствий, указанных выше; сходы подвижного состава с рельсов при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющих последствий, таких, как при аварии, столкновения под­вижного состава при маневрах, экипировке и других передвижениях, не имеющих последствий, таких, как при аварии; но которые вызвали повреждение подвижного состава в объеме текущего отцепочного или более сложного ремонта; прием поезда на занятый путь; отправление поезда на занятый перегон; прием и отправление поезда по неготовому маршруту; проезд запрещающего сигнала или предельного столбика; перевод стрелки под поездом; уход подвижного состава на маршрут приема или отправления поезда или на перегон; излом оси, боковины тележки, надрессорной балки, осевой шейки или колеса; отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами; неограждение сигналами опасного места для движения поездов при производстве работ.

Особым случаем брака является также ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания; взрез стрелки; обрыв автосцепки или хребтовой балки подвижного состава; порча локомотива с требованием резерва в пассажирском поезде; отцепка вагона от пассажирского или грузового поезда в пути следования из-за нагревания буксы или других технических неисправностей; столкновение поезда с автотранспортным средством или другой самоходной машиной, допущенное по вине железнодорожников; развал груза в пути следования; отцепка вагона от поезда на промежуточных станциях из-за нарушения технических условий погрузки, угрожающего безопасности движения; неисправности подвижного состава, пути, устройств СЦБ, связи, контактной сети, электроснабжения и других технических средств, в результате которых допущен перерыв движения на перегоне хотя бы по одному из путей или задержка поезда на станции сверх установленного расписанием времени 1 ч и более (за исключением случаев замены остродефектных рельсов).

Рассмотрим отдельные случаи брака в поездной и маневровой работе. Приемом поезда на занятый путь считается случай, когда прибывающий поезд (или хотя бы часть локомотива) проследо­вал открытый входной (маршрутный) или пригласительный сигнал, а также когда машинист получил разрешение на следование на станцию в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР при маршруте на путь, занятый подвижным составом.

Отправлением поезда на занятый перегон (блок-участок) считается случай, когда при открытом выходном сигнале или по врученному машинисту разрешению на занятие перегона и по получении сигнала или указания об отправлении поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной сигнал данного пути (а при отсутствии сигнала - предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон (блок-участок) занят поездом любого направления или подвижным составом.

Приемом поезда по неготовому маршруту считается случай, когда прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью локомотива) открытый входной или пригласительный сигнал, а также когда машинист получил разрешение на следование на станцию в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах при неправильно приготовленном или неготовом маршруте, ведущем на путь, не занятый подвижным составом, а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь, на путь с другим видом тока или на путь с отсутствием напряжения в контактном проводе. Вариант маршрута на занятый путь учитывается как прием на занятый путь.

Отправлением поезда по неготовому маршруту считается случай, когда при открытом выходном сигнале или по вру­ченному машинисту разрешению на занятие перегона и по получении сигнала или указания об отправлении поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной сигнал данного пути (а при отсутствии сигнала - предельный столбик) хотя бы частью локомотива при неготовом или неправильно приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон (блок-участок), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь, на путь с отсутствием напряжения в контактном проводе или другим видом тока. В тех случаях, когда приготовленный маршрут дает выход на занятый перегон, случай брака учитывается как отправление поезда на занятый перегон.

Уход вагонов на маршрут приема, отправления поезда или на перегон - один из видов брака. К этому виду брака относятся случаи ухода вагонов на маршрут приема или отправ­ления поезда, а также ухода вагонов на станциях (за предельный столбик), со станции на перегон и с перегона на станцию.

Столкновениями поездов и подвижного состава считаются случаи соударения поездов с другими поездами и подвижным составом на перегонах и станциях, а также соударение подвижного состава при маневрах, экипировке и при других передвижениях, в результате которых произошло повреждение подвижного состава в объеме текущего отцепочного ремонта и более.

Сходом подвижного состава на перегонах и на станциях, а также при маневрах считается положение, когда хотя бы одно колесо сместилось со своего нормального положения на головке рельса и для его постановки на рельсы требуется применение подъемных средств и приспособлений.

Отцепка вагонов от поездов в пути следования по нагреванию букс и другим техническим неисправностям по указанным причинам учитываются как брак, если отцепка выполнена на любой из станций (кроме конечной) гарантийного плеча (независимо от наличия в пределах гарантийного плеча контрольных постов или ПОНАБ), установленного приказом начальника дороги. Отцепки пассажирских вагонов по причинам любых технических неисправностей, включая нагревание букс, учитываются на всех станциях, кроме станций отправления и назначения. Отцепки вагонов от поездов по причине нагревания букс учитываются во всех случаях независимо от наличия задиров шейки оси или повреждения подшипника. Отцепки учитывают по числу отцепленных вагонов.

К случаям развала груза в пути следования  относятся все ситуации падения груза или части его на путь, а также смещение, разворот, нарушение крепления груза и другие неисправности, вызвавшие выход груза за установленный габарит погрузки или габарит подвижного состава.

Если случай нарушения безопасности движения сочетает в себе несколько видов брака (например, уход вагонов на маршрут приема или отправления или на перегон со столкновением подвижного состава, проезд запрещающего сигнала со взрезом стрелки и сходом с рельсов, ложное разрешающее показание сигнала, вследствие чего поезд принят на занятый путь, и т. д.), то он должен быть учтен как наиболее серьезный брак. В приведенных выше примерах к такому виду брака относятся: уход вагонов на маршрут приема или отправления поезда, проезд запрещающего сигнала, прием поезда на занятый путь. Если в результате ухода вагонов взрезана стрелка, то случай учитывается как уход вагонов и т. д.

Приведенные виды брака в поездной и маневровой работе не исчерпывают всех возможных вариантов такого брака, поэтому начальники линейных предприятий, начальники отделений дорог и ревизоры по безопасности движения могут исходя из конкретных обстоятельств того или иного случая, не предусмотренного выше, относить его к соответственному виду брака. В целом по сети железных дорог в соответствии с Приказом МПС № 10Ц 1991 г. составлено задание по разработке и первоочередному внедрению в 1991-1995 гг. устройств, приборов и средств диагностирования, повышающих безопасность движения поезда. По хозяйству сигнализации, связи и вычислительной техники намечено разработать и внедрить следующие устройства: контроля свободности перегона с использованием счетчика осей подвижного состава; новый стрелочный электропривод с фиксированным контролем прижатого остряка; автоматическая блоки­ровка с расширенными функциональными возможностями (УСАБ-М и АБТ); централизованные системы управления устройствами СЦБ и контроля за их состоянием с применением микропроцессорной техники; автоматическая локомотивная сигнализация повышенной помехозащищенности и значности с контролем торможения перед запрещающим сигналом.

Используются технологии uCoz