Крушение века
По небольшой станции Ельниково Южной
дороги скорые поезда проходят, не задерживаясь и даже не снижая скорости. Самое
большое событие, если один из поездов на несколько минут останавливается, что
вызывает небольшое оживление работников станции, но не надолго.
Что может произойти на такой станции,
которую не всегда замечали пассажиры из окон проходящих поездов? Но именно на
этой маленькой станции 22 декабря 1990 г. в 2 ч 10 мин случилось крушение
сразу трех поездов. Катастрофа произошла не случайно, а закономерно по причине
безответственности тех работников, непосредственной обязанностью которых
является не допускать такие катастрофы.
Станция Ельниково оборудована
устройствами электрической централизации, в которой наиболее важными
устройствами являются разветвленные стрелочные рельсовые цепи. В этих рельсовых
цепях для надежного контроля занятости включены путевые реле на каждом
ответвлении и общий их повторитель. Одна из таких рельсовых цепей и явилась
причиной крушения.
На пульте-табло дежурный по станции
заметил ложную занятость стрелочного участка 4-8 СП, однако записи в
журнале не сделал.
Вызванный для устранения повреждения
электромеханик отправился на стрелку. Не проявив должной внимательности, он не
нашел причины отказа, не сообщил дежурному по станции, преступно нарушив
требования инструктивных материалов, установил перемычку ("крокодил")
на контактах 21-22 дополнительного путевого реле 4-8 СП и покинул
место повреждения.
При внимательном отношении к работе
электромеханик мог бы обнаружить, что причиной ложной занятости участка 4-8
СП явился обрыв одного стрелочного медного соединителя длиной 3,3 м в переводной
кривой и ненадежный контакт другого соединителя, который был оборван ранее и
подсоединен обычной скруткой к штепсельному болту. Электромеханик сам
устанавливал эти соединители и фактически знал причину потери контроля. Он
также знал, что боковой путь используется редко, а восстанавливать соединители
долго и хлопотно. Проще и быстрее оказалось установить перемычку и исключить
тем самым из схемы ЭЦ автоматический контроль занятости подвижным составом
части стрелочного перевода стрелки 8.
К чему же привела безответственность
электромеханика?
На подходе к станции находился грузовой
поезд № 8032 и за ним следовал скорый поезд № 22 Ленинград - Кисловодск с более
чем 500 пассажирами. Грузовой поезд задерживал скорый, и дежурный по станции
Ельниково решил устроить обгон поездов. При приеме грузового поезда на путь 4П
после прохода последним вагоном изолирующего стыка переводной кривой
стрелки 8 участок показал ложную свободность, что позволило дежурному
перевести стрелку в плюсовое положение для пропуска поезда № 22 по пути 2П. Стрелка
8 имеет переводной сердечник, который перевелся под базой последнего
вагона, что привело к сходу и самоотцепу этого вагона от грузового поезда.
Сошедший с рельсов последний вагон лег поперек пути 2П, создавая угрозу
для движения по этому пути.
После перевода стрелки и готовности
маршрута дежурный открыл входной сигнал на зеленый огонь для пропуска по пути 2П
скорого поезда № 22.
Следуя по зеленому огню со скоростью 90
км/ч, поезд № 22 столкнулся на стрелке 8 с лежащим вагоном грузового
поезда. От удара локомотива лежащий вагон "протаранил" стоящую
впереди цистерну с изопентановой фракцией. Жидкость фонтаном ударила наружу, и
произошел взрыв. Огонь мгновенно перекинулся на другие цистерны, одна из
которых также была повреждена.
От удара и взрыва локомотив отбросило
примерно на 50 м на соседний путь, по которому двигался встречный поезд, а
пассажирские вагоны по инерции продолжали катиться по пути 2П мимо
полыхающих цистерн. Горящий факел хлестал по вагонам от первого и до
последнего, по всем 13, пока они проходили мимо! Вагоны катились в коридоре
бушующего пламени совершенно неуправляемые, по инерции.
Адское зрелище представлял собой поезд №
22, охваченный пламенем. Застигнутые
врасплох пассажиры пытались выбить толстые свекла, толпились в тамбурах у
закрытых дверей. Кому удалось их открыть, прыгали на ходу. Хорошо еще, что
пассажиры поезда не спали, иначе жертв было бы намного больше.
В это время во встречном направлении по
пути IП проходил пассажирский поезд № 237 Москва - Новороссийск. В нем было
свыше 200 пассажиров. Машинист, увидев огонь, начал экстренное торможение, но избежать
столкновения с сошедшим с рельсов локомотивом поезда № 22 не смог. Поезд попал
в пламя огня, отчего сгорело семь вагонов, но обошлось без жертв.
Свершившаяся трагедия превратила тихую
станцию в ужасное зрелище исковерканных, обгоревших остовов вагонов, на снегу
пестрели клочья одежды, одеял, матрацев - всего, что осталось от внезапно
оборванного дорожного уюта пассажиров.
На месте происшествия погибли семь
пассажиров и машинист поезда № 22, госпитализировано несколько десятков
человек, из них трое скончались.
Вследствие крушения и возникшего пожара
повреждены, сгорели с исключением из инвентаря два электровоза, 17 пассажирских
и пять грузовых вагонов, повреждено 800 м пути, стрелочный перевод и 800 м
контактной сети. Материальный ущерб составил 1,5 млн. руб. Движение было
прервано на 36 ч.
Расследованием установлено, что крушение
произошло из-за преступной халатности в исполнении служебных обязанностей электромеханика
дистанции; допущенных нарушений пользования устройствами СЦБ дежурным по
станции; халатного отношения к исполнению обязанностей начальником станции,
исполняющим обязанности дежурного по станции; отсутствия контроля со стороны
поездного диспетчера за действиями дежурного по станции; неудовлетворительной
организации пропуска поездов поездным диспетчером, а также недостатков в
работе руководителей Белгородского отделения Южной дороги по обеспечению
безопасности движения поездов.
Крушение на станции Ельниково не является
единственным в 1990 г. В нем наиболее остро вскрылись все негативные стороны
работы дистанций и служб, приводящие к браку и авариям. Большинство случаев
произошли не из-за конструктивных и схемных недостатков устройств или низкого
уровня материально-технического снабжения, а главным образом по причинам:
низкого уровня знаний обслуживающих устройств, отсутствия ответственности и
недопонимания важности выполняемых работ непосредственными исполнителями -
электромеханиками и старшими электромеханиками; низкого уровня трудовой дисциплины не только среди работников службы
сигнализации и связи, но и работников службы перевозок; нарушения правил производства
работ при ремонте и техническом обслуживании устройств СЦБ; безответственности
руководства дистанции за результаты работы коллектива и более того -
безразличия; боязнь материальной ответственности электромеханика за возможные
задержки поездов (такая материальная ответственность на многих дистанциях
сигнализации и связи предусмотрена Положением о премировании по результатам за
месяц). Работники предпочли скрыть причины задержки поездов, чем лишиться
премии.
Перечисленные недостатки в большей или
меньшей степени имеются на каждой дороге, поэтому необходимо постоянно
совершенствовать все формы и методы борьбы с аварийностью.
|